Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

О возможной двусмысленности в тексте задач (Приложение к регламенту олимпиады)

1. Жюри (в частности, председатель) тщательно вычитывает тексты задач для того, чтобы исключить в них двусмысленность, существенно влияющую на смысл и ход решения.
2. Но если сделать этого не удастся, то действует главный принцип: задача решается в той формулировке, как она выдана участникам. Именно так кураторы олимпиады должны отвечать на вопросы участников, связанные с неоднозначностью толкования текста задачи.
3. Однако нужно иметь в виду (и разъяснить участникам!), что олимпиада является соревнованием. Поэтому (в отличие от аттестационной работы), прежде всего, идет сравнение лучших работ между собой (а не с каноническим образцом). Учитывается не только то, решена задача или нет, но также качество решения (включая трудность самой задачи, если вследствие двусмысленности в формулировке окажется, что участники фактически решали задачи разной сложности).
4. Отсюда вытекает рекомендация участникам, обнаружившим подобную двусмысленность:
a. Отметить факт двусмысленности в своей работе.
b. Постараться понять, что все-таки имел в виду автор задачи, и решить ее в уточненной или исправленной формулировке. Не следует ограничиваться репликой «условие можно понять так, что задача перестает быть задачей».
c. Записать решения для других вариантов трактовки условия, приводящих к задачам иного содержания, уровня сложности, либо к иным ответам.
5. Разумеется, борьба с двусмысленностью в условиях задач не доводится до абсурда (иногда излишнее уточнение само становится предлогом для извращенного толкования формулировки). В частности, по умолчанию действуют следующие соглашения:
a. Не оговаривается, что речь идет о вещах, не выходящих за рамки учебной программы для этого класса. Например, до 9кл. геометрические задачи, как правило, не требуют уточнения, что относятся именно к планиметрии.
b. Текст не перегружается комментариями, без которых двусмысленность хотя и остается, но абсолютно не влияет ни на ход решения, ни на результат. Яркий исторический пример такого рода – аксиомы Евклида. Они оставляли двусмысленность в ответе на вопрос, могут ли длины отрезков, говоря современным языком, быть любыми вещественными числами, только алгебраическими, либо только квадратичными иррациональностями.
c. Для неизвестных, как правило, используются последние буквы латинского алфавита, для параметров – первые, а диапазон от i до n – для целых чисел.
6. Жюри оставляет за собой право сохранить элемент двусмысленности в текстах тех задач, где подробное разъяснение фактически окажется подсказкой к решению.
Tags: олимпиада
promo matholimp march 31, 2011 15:32 43
Buy for 10 tokens
Ладожское озеро и его бассейн − одно из немногих мест на планете, где уже в историческое время гидрография изменилась весьма радикально. Всего лишь около тысячи лет назад озеро служило продолжением Финского залива. Вплоть до начала Северной войны шведские корабли беспрепятственно проходили из…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment