А в 14 лет Канторович уже поступил в Ленинградский государственный университет, где одним из его научных руководителей стал Б.Н.Делоне. Именно Делоне "заразил" Канторовича (как и Александрова!) интересом к теории выпуклых тел, без досконального знания которой немыслимо линейное программирование. Так как теория и модели линейных экстремальных задач использовались в стратегических разработках предвоенных и военных лет, из-за чего длительное время были засекречены во всех воюющих странах, то это направление было чуть позже переоткрыто в трудах Джорджа Бернарда Данцига (американского потомка эмигрантов из Латвии), тогда ещё не знакомого с вышедшей в 1939г. небольшим тиражом по-русски брошюрой Л.В.Канторовича «Математические методы организации и планирования производства».
В конце 1940-х годов одним из наиболее внимательных слушателей лекций Канторовича стал вернувшийся с фронта студент Виктор Залгаллер. Материалы его производственной практики стали основой написанной в соавторстве, опубликованной в 1951г. и ставшей затем научным бестселлером книги «Расчет рационального раскроя промышленных материалов». Доказавшие свою состоятельность на уровне одного предприятия методы оптимального планирования позднее были внедрены в целых регионах, отраслях, а затем даже Госпланом СССР. В свою очередь, ученик Канторовича и Александрова стал 20 лет спустя моим научным руководителем. А ученик Канторовича профессор И.В.Романовский и ученик Александрова профессор Ю.А.Волков специально для меня и Сергея Печерского разработали индивидуальный учебный план, сочетавший специализацию по теории оптимального планирования и геометрии выпуклых тел.
Нобелевскую премию 1975г. «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» Канторович разделил с американским экономистом голландского происхождения Тьяллингом Купмансом, в разные годы сотрудничавшим с Данцигом и Канторовичем, популяризировавшим и развивавшим их идеи и открытия. Второй лауреат понадобился для того, чтобы подчеркнуть, что теория применима независимо от политического и социального устройства общества. В своей речи на церемонии презентации член Шведской королевской академии наук Рагнар Бентцель подчеркнул, что «основные экономические проблемы одинаковы во всех обществах».
Как и Александров, значительную часть своей жизни Канторович провёл в Новосибирске, где в том же 1964г. он был избран действительным членом Академии наук по Отделению математики, был заместителем директора Института математики СО АН и заведующим кафедрой вычислительной математики Новосибирского университета. Как и Александров, Канторович "увёз" в Новосибирск многих своих питерских учеников. Как и Александров, Канторович уехал из Новосибирска (но не в родной Питер, а в Москву, где и умер в 1986г.).
Journal information