
Впервые петербургские правоохранительные органы признали факт совершения уголовного преступления – уничтожения объекта культурного наследия. Такой вердикт вынесли дознаватели ГУ МВД по Петербургу и ЛО в отношении разрушения бань Овчинникова на Большой Пушкарской улице, 22, в Петроградском районе (здание является памятником истории и культуры и расположено в охранной зоне). Однако наказания виновных не последует. Во-первых, по версии дознавателей, здание снесли некие «неустановленные лица». Во-вторых, уголовное дело возбуждено не будет «за истечением срока давности». При этом, как выяснилось, градозащитников, которые пытаются спасти уникальный объект и остановить новое строительство на историческом участке, чуть было самих не привлекли к уголовной ответственности за «заведомо ложный донос».
Баням Овчинникова, они же – Шаляпинские, они же – Пушкарские, не повезло дважды. Прекрасное здание 1876-1877 годов постройки (архитектор Сюзор) не просто уничтожили, а, как оказалось, уничтожили «давно». Настолько давно - история тянется с 2006 года, - что ни установить виновных, ни привлечь их к ответственности, теперь решительно невозможно.
Сколько ни бились градозащитники, доказать очевидное и остановить стройку на Большой Пушкарской, 22, не удавалось. «Только в 2012 году по этому объекту нами было отправлено около 20 обращений и все по существу», - свидетельствует активист группы Экологии рядовой архитектуры (ЭРА) Николай Лаврентьев. Из всех инстанций, комитетов и ведомств приходили отписки. И вот, наконец, органы дознания ГУ МВД, проведя проверку по заявлению группы ЭРА, всё-таки признали, что «формально в действиях неустановленных лиц содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Однако преступление это считается нетяжёлым (максимальное наказание – два года лишения свободы), и срок привлечения к уголовной ответственности по этой статье уже истёк.
«То, что впервые в нашей истории уничтожение памятника получило надлежащую правовую оценку, - это, я считаю, знаковое событие, - комментирует ситуацию лидер группы ЭРА Алексей Ярэма. – Наконец-то на официальном уровне подтвердили, что снести историческое здание – это не просто «цинизм», «варварство» или «кощунство», а уголовное преступление, и тот, кто это сделал, должен быть наказан. Но на этом позитив обрывается. Во-первых, что значит «неустановленные лица»? Они что, с Марса прилетели? Участок вместе с памятником был передан в собственность специально для этого созданной коммерческой структуре «Пушкарские бани» («М-Стиль»), подрядчиком является Балтийская строительная компания, а разрушил здание, расчищая площадку под новое строительство, выходит, неизвестно кто? Даже неловко как-то эту фразу дознавателей цитировать!»
Но главное, с чем не согласны защитники города – это с тем, что «теперь уже ничего нельзя сделать», и виновные выйдут сухими из воды, да ещё и с прибылью (в виде современного бизнес-центра). Активисты намерены оспаривать отказ в возбуждении уголовного дела. Они настаивают на том, что комплекс исторических бань не был снесён в одночасье, и уничтожение наследия продолжалось вплоть до минувшего года. Одновременно ими уже направлены обращения в КГИОП и в Госстройнадзор с требованиями отозвать все выданные инвестору разрешения на строительство и «приспособление», остановить стройку и воссоздать утраченный памятник.
«…немедленно приостановить любые строительные работы на территории рассматриваемого объекта наследия; отозвать Разрешение Комитета ГИОП от 24.06.2008 № 5-257/08, выданное ООО «М-Стиль» на право выполнения работ по «реставрации, приспособлению», легитимирующее новое строительство в пределах территории рассматриваемого объекта культурного наследия; отозвать Разрешение СГСНЭ на строительство № 78-13013221-2011, выданное ООО «М-Стиль» », легитимирующее новое строительство в пределах территории рассматриваемого объекта культурного наследия; принять меры к воссозданию преступно разрушенного объекта культурного наследия в соответствии с авторскими архивными чертежами, данными фотофиксаций и обмеров до начала его сноса в 2006 году», - говорится в письме.
Примечательно, что, как выяснилось, самого руководителя группы ЭРА Алексея Ярэма в рамках данного дознания намеревались привлечь к уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос» (максимальное наказание – два года лишения свободы). Правда, состава преступления в его действиях на этот раз найти не удалось. «Это очень тревожный симптом, - резюмирует активист Николай Лаврентьев. – Есть все основания полагать, что теперь обращения и сигналы градозащитников будут рассматриваться сквозь призму этой статьи. И вполне возможно, что как раз тех, кто пытается спасти наше наследие, будут привлекать и судить, а разрушители будут потирать руки».

Руины памятника. 2012

Проект нового строительства на его месте