Переквалификация сделки в куплю-продажу отнюдь не означает, что купля-продажа законна (прикрываемая сделка чаще всего незаконна, иначе зачем её прикрывать). Применяя к сделке купли-продажи соответствующие правила, мы должны будем прийти к выводу о недействительности и её самой тоже, поскольку она основана на технической оценке БТИ, никоим образом не предназначенной для подобных целей, и тем самым противоречит закону (ст. 168 ГК РФ). Соответственно, стороны недействительной сделки обязаны вернуть друг другу всё полученное по этой сделке (ст. 167 ГК РФ).
Это что касается гражданско-правовой квалификации произошедшего. Что касается его уголовно-правовых последствий (а без них по-хорошему никак), то для правильной квалификации необходимо знать все обстоятельства дела (кто заключал сделку со стороны продавца, чья была инициатива и т.д.). Предположительные варианты – статьи 159, 160 или 201 УК РФ. По-видимому, смыслом операции (опять же – если известные факты не будут радикально опровергнуты) было присвоение разницы между действительной рыночной ценой принадлежащего государству жилого помещения и ценой его продажи (которая без всяких на то юридических оснований была исчислена на основе оценки БТИ). Ущерб, нанесённый таким способом прежнему собственнику жилого помещения - казне, составил порядка 5 миллионов долларов, или 150 миллионов рублей.
Такова строго юридическая квалификация произошедшего, sine ira et studio. Это вам, конечно, не какие-то там полтора миллиона рублей заработать на разнице между ценами продажи и перепродажи леса, масштаб не тот, но – см. заголовок. Ясно одно: сделка абсолютно незаконна, но, разумеется, признана таковою в установленном порядке не будет, поскольку совершена людьми, стоящими над законом, а народ, теснящийся в своих блочно-панельных клетушках, продолжит за них голосовать. Как известно, безупречны должны быть лишь те, кто призван бороться со злом; а поскольку уже давно очевидно, что мэр Москвы бороться с каким-либо злом вовсе не призван, то быть безупречным ему незачем, и можно считать, что всё в порядке. Пять мильёнов с возу - казне легче. Business as usual.
Journal information