Мой интерес к генералу Власову вызван личными обстоятельствами. Дядя моей матери Сергей Сергеевич Михайлов (см. http://matholimp.livejournal.com/59565.html ), в квартире которого я родился, служил комиссаром в той самой 2-й Ударной армии, которой до предательства командовал Власов. Из-за предательства командира многотысячный личный состав 2-ой Ударной армии практически полностью занесен в список без вести пропавших: военкоматы получили инструкцию "в наказание" скрыть информацию даже о тех, чей факт гибели или места захоронения были доподлинно известны. Поэтому я искал следы еще в те годы, когда тема была под строжайшим запретом.
И следы нашлись, когда в 1970г. я оказался на сельхозработах в деревне Кипино - в 2км от хутора Пищи, где Власов сдался немцам. Туховежи, фигурирующие в упомянутом изложении, - другая деревня, хотя и в том же районе (примерно в 20км). Я обстоятельно беседовал там с местными жителями, видевшими момент пленения Власова своими глазами. Их рассказы заслуживают гораздо большего доверия, чем публикации непонятного происхождения.
Перейдя линию фронта, Власов вышел к жилью из Тёсовского болотного массива. В том месте тогда был глубокий немецкий тыл. Значит, к 20км по тамошним топким болотам надо добавить еще столько же по сравнительно сухим лесам в районе нынешней границы Ленинградской и Новгородской областей. Плюс выход из других болот - от Мясного Бора, где незадолго перед тем были разбиты остатки 2-й Ударной армии.
Свой последний командный пункт в ныне несуществующей деревне Теремец Курляндский, если верить сохранившимся документам, Власов покинул примерно двумя неделями раньше. Где и что он делал всё это время, достоверно никто не знает.
По словам очевидцев, Власова сопровождала группа из 6 или 7 бойцов, включая одну женщину. Власов собственноручно расстрелял их всех в деревне Кипино. Затем послал одного из местных в соседнее крупное село Ям-Тесово, где тогда стояла немецкая комендатура, с написанным по-немецки письмом. Часа через два за ним приехали.
Итак, сделаем выводы:
1. Да, можно говорить об отсутствии у Власова вариантов для выбора. Однако в плен он сдался добровольно и осознанно.
2. Поступок Власова - предательство сразу в двух смыслах. Измена стране, которой он дал присягу, и убийство тех, кто помог ему выйти из болота (включая вероятную любовницу).
3. Все сопровождавшие Власова красноармейцы были расстреляны им самим. Любые "воспоминания" от их имени - заведомая липа.
4. Фигурирующие на http://www.kp.ru/daily/24358.4/543995 и в ряде других публикаций "остатки" 2-й Ударной армии, якобы сдавшиеся в плен вместе со Власовым, - тоже липа.
Journal information