Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Category:

Спустя полвека, спустя месяц

Ровно полвека назад, в конце июня 1968г. мне выдали аттестат об окончании 239 школы. Ровно месяц назад вместе с другими пострадавшими мы отметили юбилей этого события.
Пригодные снимки я выбрал почти сразу же. Но так как это случилось уже на огороде посреди дикого леса, куда я уехал практически прямо со встречи, то их выкладывание в интернет задержалось на 4 недели. Но теперь я могу проставить нужные ссылки: записи https://vk.com/id242739930 ровно 48 часов и чуть минут назад. Более точно:
https://vk.com/wall242739930_2176 ,
https://vk.com/wall242739930_2175 ,
https://vk.com/wall242739930_2174 ,
https://vk.com/wall242739930_2173 ,
https://vk.com/wall242739930_2172 ,
https://vk.com/wall242739930_2171 ,
https://vk.com/wall242739930_2170 ,
https://vk.com/wall242739930_2169 .
Чтобы два раза не вставать, по просьбам некоторых однокашников здесь же выкладываю всё сказанное мною на той встрече с трибуны. Пусть не с точностью до каждого слова, но по смыслу верно.

Я пришёл в 239 уже будучи дважды победителем городских олимпиад по математике и призёром олимпиад по физике и химии. Значит, я имею право сказать, что из всего нашего выпуска я меньше всех получил от школы именно как от физико-математической. Поэтому я буду сейчас говорить о том, что ещё мы все получили в школе, пусть и не все это заметили.
Если не расползаться по деталям, то нас здесь не только учили, а ещё и воспитывали. Очень жёстко, порой жестоко, хотя и это далеко не все это замечали.
Ничуть не умаляя заслуг остальных, я хочу напеть дифирамбов учителю, который больше других вмешался именно в моё воспитание. Это Валерий Адольфович Рыжик.
Нет, я не учился в его классе. Да, я тоже из Пушкина, поэтому меня записали в -7 класс, математику в котором вёл Рыжик. Но так как я был ещё и из математического кружка Дворца пионеров, то я хотел оказаться в одном классе с друзьями по кружку. Сначала я перешёл в -3 класс, где были Ефим Энтин и Женя Файнзильбер, а потом Жора Гапонов соблазнил меня перейти в -11 класс. В итоге я остался без фирменного воспитания Рыжика на уроках математики.
Но в каком бы классе я ни оказался, я не смог бы избежать контактов с Рыжиком в его качестве организатора соревнований по ориентированию. Там сопутствующего воспитания было на порядок больше, чем на уроках.
Чтобы долго не говорить, ограничусь одним примером. В конце мая 1967г. был совместный выезд групп, готовившихся к летним походам, куда-то за Рапполово. Ближе к концу Рыжик как бы нечаянно произносит: «Вот мы отсюда в Токсово ходили и в Осельки, а в Кавголово ещё ни разу не ходили. Кто-нибудь сможет вывести нас отсюда в Кавголово?»
А я как раз свежий чемпион Ленинграда по ориентированию. Не важно, что среди школьников и в составе эстафетной команды. К тому же, все уже зачислены в состав групп, а я пока ещё кандидат. Плюс гормоны, соответствующие возрасту.
Вот первым и напросился: «В чём проблема? Кавголово у нас строго на востоке. По азимуту если не за час дойдём, то больше двух точно не потребуется».
Примерно час все и шли по моему азимуту строго на восток по тяжёлому болоту. После чего оказались на западном берегу Кавголовского озера. Нужная станция у всех на виду. Тремя месяцами раньше на лыжах дошли бы минут за дцать. Но в обход озера — минимум часа на два бодрым темпом.
Самое смешное, что ни Рыжик, ни кто-то ещё мне тогда даже слова не сказал. Хотя некоторые девочки посмотрели так выразительно, что никаких слов уже не требовалось.

И ещё чуть-чуть, что я тоже собирался сказать, но либо постеснялся, либо подумал, что и без этого наговорил слишком много (лишнего).

Многие из выступавших передо мной вспоминали блестящие уроки литературы. В дополнение к названным Иде Ильиничне и Наталье Эдуардовне я хочу добавить Эдуарда Константиновича Лявданского.
Среди прочего, на их уроках мы многое заучивали наизусть. Но кто из присутствующих сможет вспомнить сейчас фрагмент из «Евгения Онегина» о целях и остаточных результатах образования? Ладно, подскажу: «Мы все учились...».
Многие ли помнят, как учились? А учились мы «понемногу». Хуже того, учились «чему-нибудь и как-нибудь». Полнейший пофигизм! И ведь «наше всё»(ТМ) пишет такое не о захудалой ЦПШ, а о Царскосельском лицее. Ну да, прототипе Президентского лицея.
Эти строчки ещё вспомнили? А дальше что? Дальше как раз самое главное:
«Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть».
Пушкин педвузов не кончал (хотя опять же Царскосельский лицей многих университетов стоит), но сформулировал точнее самого учёного педагога. Не важно, чему учили и как учили. Важно, как в итоге воспитали. За Царскосельский лицей Пушкину не пришлось стыдиться. А у нас нет причин стыдиться за 239.

Да, сначала я намеревался ещё сказать, что именно позволяет лично мне не стыдиться воспитанием, полученным в 239. Но от этого я воздержусь даже здесь. До следующего юбилея!
Subscribe

promo matholimp november 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments