В отличие от моего "серенького" курса, на этом было много весьма одарённых и ярких личностей. Андрей Суслин и Саша Лившиц проявили себя с раннего возраста: в 6 классе они победили на городской математической олимпиаде не только в своей параллели, но также за 8 и 10 классы. Вундеркиндом слыл и Борис Цирельсон, ещё в начальной школе опережавший старшеклассников на городском конкурсе технического творчества, олимпиадах по математике, физике, химии, биологии и литературе. А Слава Харламов прославился на 4 курсе, решив 16-ю проблему Гильберта. Кто бы мог тогда подумать, что директором Санкт-Петербургского отделения Математического института РАН станет не кто-то из них, а тихий и неприметный Сергей Кисляков.
Хотя с самим Сергеем у меня не было близких отношений, можно говорить о достаточно узкой компании общих друзей. Кроме уже названных Цирельсона (которого я хорошо знал по совместной учёбе в 239 школе, а ещё раньше - по клубу изобретателей-фантастов при газете "Ленинские Искры") и Харламова (с которым меня связывала длинная дорога электричкой из Пушкина до Витебского вокзала и дальше трамваем на В.О, где тогда находился матмех), в неё входили Борис Новиков и погибший в стройотряде Слава Чувиковский. Украшением компании служили однокурсницы: Соня Эйфман (подруга Слава Харламова и тоже попутчица по электричкам), Наташа (быстро ставшая Новиковой) и ещё одна Наташа - Ампилова - очаровательная блондинка с огромными серыми глазами.
Связывали компанию многочисленные общие интересы. Да, было в их числе и достаточно прилежное отношение к учёбе, благодаря чему мы постоянно находили друг друга в аудиториях. Относительно редкий в те годы на отделении ("чистой"!) математики интерес к набиравшему тогда силу программированию. В круг общих интересов входили музыка и литература, в том числе, иностранная (по тем временам - почти антисоветская). В частности, в кругу друзей очень живо обсуждались принцип Питера, закон Паркинсона и т.п. Интерес к этой теме подогревал своими лекциями и один из лучших наших профессоров Иосиф Владимирович Романовский, разбиравший в курсе исследования операций математические модели управления экономикой (в странах с различными политическими системами) и эффекты бюрократизации.
Это затянувшееся лирическое отступление весьма важно для того, чтобы уточнить контекст в связи с упоминанием Паркинсона в статье http://trv-science.ru/2010/03/30/o-prichinax-uxoda-g-perelmana-iz-pomi Кислякова о причинах ухода Перельмана из ПОМИ. Кисляков - честнейший человек. "Главную" правду он сказал в последнем абзаце. Начните с него и перечитайте текст задом наперед (по абзацам). Тогда всё встанет на свои места.
(В продолжение http://matholimp.livejournal.com/276443.html и http://matholimp.livejournal.com/276084.html .)
Journal information