Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Почему математике нужно учить всех

Вдогонку к предыдущему посту - http://matholimp.livejournal.com/32290.html.
Две сходных истории случились в середине ХХ века. Сначала в предвоенные годы в СССР – эпоха безосновательных массовых репрессий. То, что принято связывать с 1937, хотя фактически растянулось с конца 1934 до 1941 и даже до 1952 года.
Чисто формально толчком к развязыванию массовых репрессий послужило убийство С.М.Кирова 1 декабря 1934г. Расследовавший его НКВД получил практически неограниченные полномочия. Достаточно было лишь объявить «врагом народа» любого человека и никакие доказательства его вины уже не требовались: зачем церемониться с врагом, быстрее к стенке и дело с концом. На начальном этапе работники НКВД старались еще проявлять осторожность и осмотрительность, избегая излишней инициативы. Однако, войдя во вкус, многие из них увидели прекрасную возможность расправиться с личными недругами, а также с обладателями движимого и недвижимого имущества, которое затем, как правило, переходило тем, кто непосредственно вел дела ни в чем не повинных жертв.
Точное число репрессированных теперь едва ли уже можно восстановить, но речь идет о десятках миллионов советских граждан и нескольких миллионах иностранцев. На заключительном этапе каток репрессий не пощадил даже своих организаторов: в 1937-38г. были расстреляны наркомы внутренних дел Ежов и Ягода, а в 1953г. – Берия.
Сходная ситуация сложилась в 1951г. и в оккупированной советскими войсками Польше. Планируя изменить систему распределения власти в этой стране, просоветские органы внутренних дел рискнули арестовать даже руководителя Польской объединенной рабочей партии Владислава Гомулку. Однако механизм, не допускавший в СССР никаких сбоев, здесь неожиданно не сработал. Общественное мнение Польши не приняло арест Гомулки как данность, требуя гласного суда над ним. Но в распоряжении обвинителей для подобного суда не было даже малейших аргументов. В итоге спустя несколько месяцев Гомулку пришлось освободить, после чего он вновь на долгие годы возглавил партию, а затем и государство.
Сравнение СССР 1930-ых годов с Польшей 1950-ых позволяет выделить ключевое различие, вследствие которого эти две истории с общим началом пришли к диаметрально противоположным финалам. Причина качественно различных общественных настроений коренится в потребности в доказательствах, сформированной у подавляющей массы поляков их школьным курсом математики (геометрии), но практически отсутствовавшей у советских граждан.
Резюме у этой истории очень грустное. Уроков 1937 года наша страна не усвоила и, тем более, не преодолела. Не допустить повторения подобного можно единственным способом: не просто вернуть в школу курс геометрии середины минувшего века, но и максимально поднять статус этой дисциплины.
И уже совсем сиюминутное: приговор по делу Ходорковского… Ассоциации более чем напрашиваются.
Subscribe

promo matholimp november 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments