Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Когда и как Новгород стал славянским

Замечательный пост http://vishurshen.livejournal.com/242056.html?view=1322120#t1322120 и комментарии к нему побуждают меня в деталях изложить своё видение ранней истории Великого Новгорода.
Пять его концов (и соответствующие им пять пятин) восходят к пяти разным народам, один из которых - балты, а четыре - угро-финны. Исток Волхова, у которого сходились их земли - наиболее удобное место для торговли. Так как капитальных строений здесь первоначально не было, то их остатков археологи не могли найти в принципе. Зато нашли много предметов византийского и арабского происхождения.
Древние племена селились по берегам рек, служивших в те времена не только источником воды, но и основными транспортными магистралями. Берега Шелони контролировались балтами. По реке Луге селилась чудь (западная, имя которой получило Чудское озеро), а по восточному берегу Волхова - другая чудь - белоглазая. Западный берег Волхова принадлежал води, а по Мсте в Ильмень выходили меряне. Славянские земли лишь узким клином между Ловатью и Полой подходили к южному берегу Ильменя около Старой Руссы.
Шестыми оказались варяги, пришествие которых официальная история датирует 859 годом. Не важно, звали их или не звали. Но именно они превратили в единый город пять разрозненных посёлков и сооружённое ими самими Рюриково городище. Примерно в те же годы варяги закрепляют своё присутствие крепостями в истоках и устьях других крупных рек бассейна Финского залива.
В связи с обострившимся недавно конфликтом "норманнистов и антинорманнистов" (см. http://matholimp.livejournal.com/411158.html , http://matholimp.livejournal.com/426952.html и др.), хочу заметить, что далеки от истины обе стороны. Родина варягов - не северный берег Балтики, но и не южный, а северо-западный угол Ладожского озера (Линнасаари - http://matholimp.livejournal.com/75231.html , http://matholimp.livejournal.com/105478.html и др.).
Наконец, через полтора века после варягов пришли болгаро-моравские миссионеры. Не только с книгами, а ещё с огнём и мечом. Стало быть, с нехилой военной поддержкой. Да, основная масса воинов - из славян южного Приильменья.
Строго говоря, их нельзя было называть православными. С формальной точки зрения христианство тогда было ещё единым. Однако раскол уже назревал. Ожесточённое сопротивление крещению именно в Новгороде можно объяснить тем, что значительная часть его жителей уже была крещена, но в западной традиции.
Итак, первые славяне появились в Новгороде в начале XI века. За неимением на тот момент в Новгороде других ГРАМОТНЫХ людей, именно славянские имена преобладают в берестяных грамотах начала XI века.
Однако вскоре в тех же грамотах появляются и скандинавские, и финно-угорские, и христианские имена. Это явно указывает на то, что миссионеры охватили своими церковно-приходскими школами сначала варягов, а затем - купцов и простолюдинов со всех пяти концов Новгорода.
Археологами были найдены лишь единичные берестяные грамоты XI века на карельском (водском?) языке. Затем они полностью исчезают. Это однозначно свидетельствует о том, что древне-болгарский (церковно-славянский) язык богослужения сначала стал общепринятым в Новгороде языком межнационального общения, а ещё через 3-4 поколения - родным языком для всех новгородцев. Вслед за языком, угро-финны, балты и варяги утрачивали остатки собственной культуры, погружаясь в славянскую (христианскую).

Subscribe
promo matholimp november 13, 2017 15:58 48
Buy for 10 tokens
Федотов Валерий Павлович Анкетные данные Родился 26 июля 1951г. в Ленинграде. Оба родителя — русские (дальние предки происходят из Тургиновской и Елисеевской волостей Тверской губернии), оба — участники войны и ветераны труда, состояли в КПСС с 1940-х годов до 1991г. Образование В 1968г.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments