Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Category:

Где этот остров, где этот Holm?

В дополнение к http://matholimp.livejournal.com/466874.html , повторяю свой же давний пост http://community.livejournal.com/ingria_art/52974.html .

Хочу поставить под сомнение официальную трактовку местоположения Хольмгарда. Начну с её цитирования в изложении Т.Н.Джаксон на http://norse.ulver.com/articles/jackson/austr/chapter6.html :
""Хольмгард традиционно считается древнескандинавским обозначением Новгорода. О тождестве Хольмгарда и Новгорода говорится в одной из саг о древних временах — в «Саге о Хрольве Пешеходе»: "Главный стол конунга Гардов находится в Хольмгардаборге, который теперь зовется Ногардар". ...
Существующие в литературе объяснения происхождения и значения топонима весьма различны. Историки последнего столетия, преодолевшие ошибочное отождествление топонимов Хольмгард и Холмогоры (идущее от Тормода Торфеуса) и склонные видеть в Хольмгарде обозначение Новгорода, тем не менее понимают древнескандинавскую форму весьма противоречиво. В ней видят: 1) «Ильменский город» («Ильмень» ==> Holm), 2) «город на острове, островной город» (от hólmr «остров»), 3) «поселения в островной (во время паводка на Волхове) местности», 4) «Холм-город (т. е. укрепленное поселение Холм)».""
[конец цитаты]

Прежде всего, хочу обратить внимание на разнобой мнений среди профессионалов и на то, что к нынешней версии они пришли относительно недавно. Наконец, никто из них даже не задумался о причине переименования Хольмгардаборга в Ногардар. Мне кажется, что столица Гардарики была не переименована, а ПЕРЕНЕСЕНА. Но не из Ладоги или Руссы (и уж никак не из Холмогор!), а именно из города на острове (!) Линнасаари, о котором я писал на http://matholimp.livejournal.com/75231.html .
Немного о несостоятельности версий. Несмотря даже на то, что торговая часть Новгорода фактически находится на острове (между Волховом и одним из его рукавов), считать его островным городом никому не приходит в голову. Остров сравнительно велик (более 10км в длину и до 5км в ширину), а рукав Волховец, напротив, узок и мелководен. При этом все столичные функции (Кремль, Софийский собор и пр.) сосредоточены на коренном (западном) берегу Волхова.
Ещё более притянутой за уши представляется версия "двуязычного топонима", в котором древнерусский "хълмъ" превратился в древнескандинавский "hоlmr". В сравнении с Приильменьем трудно найти столь же плоскую и низинную местность. Ссылка же на то, что "согласно летописным свидетельствам, Холмом именовался один из районов средневекового Новгорода в южной части Славенского конца", - примерно то же самое, как называть Москву Черемушками. Это приемлемо в ЖЖ, но никак не в исторической хронике.
Subscribe

promo matholimp november 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments