Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Воспитание ответственности на уроках информатики

Тезисы моего устного выступления, отправленные в Оргкомитет Съезда учителей информатики
(см. http://matholimp.livejournal.com/575993.html ; файл можно скачать с http://it.teacher.msu.ru/sites/default/files/webform/thesis/2_phedotov_vp_0.doc )

Четверть века назад я был участником первого и последнего в истории СССР конкурса школьных учебников информатики. Вместо указания имени автора, рукописи на него полагалось представлять под девизом. Я написал «Дорогу осилит едущий», после чего зачеркнул первую букву в последнем слове и над ней поставил «и» (чтобы едущий превратился в идущего).
В значительной степени такой выбор девиза отражал главную особенность моей рукописи. Так как в школах Ивановской области, где я тогда работал, не было почти никакой вычислительной техники, то я подготовил учебник именно для безмашинного варианта преподавания информатики.
Однако у девиза был и более глубокий подтекст. Сколь бы совершенными ни становились компьютеры, принятие решения всё-таки остаётся за человеком.
Поспешность внедрения курса ОИВТ в круг дисциплин всеобщего среднего образования, а также случившийся вскоре распад СССР явились причиной недоработки целого ряда вопросов методического и методологического обеспечения курса. В частности, без внимания осталась серьезнейшая проблема постановки воспитательной работы на уроках информатики в средней школе.
Положение усугублялось тем, что и в целом воспитательная работа на уроках оказалась в те годы, которые мы теперь называем застойными, в плену ложных педагогических стереотипов. Глубочайшая причина массовых педагогических заблуждений коренится, по-видимому, в организационной структуре бывших минпросов и Академии педагогических наук, где обучение и воспитание проходили по различным ведомствам. В школах (на противоположном полюсе педагогической иерархии) учебная и воспитательная работа также поручены двум разным заместителям директора.
В конечном счете, это привело к тому, что у широкой массы учителей сложилось отношение к воспитательной работе как к чему-то внеклассному, внеурочному, третьестепенному. Ущербность этой точки зрения показывает даже простой подсчет времени. Единственный в неделю классный час приходился на 30+ уроков, то есть за рамками формальной воспитательной работы осталось примерно 97% времени общения учителей с учащимися.
Гораздо хуже то, что эти 97% не просто пропадали впустую. Ни один урок не может быть нейтральным в воспитательном отношении. И если учитель не планирует свою воспитательную работу заранее, то воспитательный (точнее, антивоспитательный) эффект возникает стихийно. Именно так и произошло с информатикой, где воспитательная работа была запущена не отдельными учителями, а сразу повсеместно в масштабе всей страны, ибо вообще даже не предполагалась.
Среди тех немногих, кто понимал важность ведения воспитательной работы на уроках, распространилось другое заблуждение, касающееся форм и методик этой работы. Многие увлекались развешиванием в классных помещениях плакатов с цитатами из партийных документов, фаршировали вычислительные задачи цифрами из газетных публикаций. Подобные усилия редко стыковались с содержанием конкретных уроков.
Используем негативные примеры для формулирования позитивных выводов.
Воспитательная работа на уроках должна вестись постоянно и непрерывно, а её содержание – планироваться заранее. Формы и методы воспитательной работы на уроке должны определяться конкретным содержанием самого урока. Учебные, воспитательные или иные цели преподавания любой дисциплины школьного курса должны носить всеобщий характер, то есть быть обязательными (значимыми) для всех или почти всех обучаемых. Наконец, по отношению к каждой из целей преподавания должны быть определены не более двух-трех дисциплин, наиболее подходящих для достижения именно этой цели.
Столь же общим (а не специфичным именно для информатики) является выделение двух основных направлений воспитательной работы: формирование мировоззрения и воспитание нравственных качеств. Специфика же предмета проявится в уточнении того, о каких именно качествах в данном случае идёт речь. Для информатики это, прежде всего, воспитание ответственности.
Коллективный характер работы порождает безответственность основной массы программистов. Даже не очень сложные программы, не говоря уже об огромных пакетах, часто используют подпрограммы и сервисные средства, написанные другими авторами. Использующий такую программу, как правило, имеет лишь весьма общее, причем сугубо индивидуальное, представление о ее возможностях и почти никогда не осведомлен о побочных эффектах.
Многие программисты даже не догадываются о том, что программа может выдать неверный результат при полном отсутствии признаков ошибки. Именно этот аспект и следует подчеркнуть школьному учителю информатики. Сегодня типичный учитель, поощряя самостоятельное программирование школьников, не слишком придирчив к качеству их программ. Однако следовало бы резко сократить вал, перенося акцент на анализ правильности программы и точности результата. Понимание необходимости постоянно делать это – единственно возможный путь воспитания ответственности не на словах, а на деле.
Весьма эффективно использование серии тщательно подобранных примеров, демонстрирующих возможные последствия «безобидного» (на первый взгляд) округления, а также иные ошибки, связанные с автоматизацией вычислений. В частности, автором была разработана программа "Графический микроскоп", которой посвящены несколько параграфов упомянутого конкурсного учебника. Позднее эта программа была встроена в микрокалькуляторы Casio.
Один из разобранных в учебнике примеров – синусоида, видимый на дисплее период которой оказывается во много раз больше истинного. Более сложный пример позволяет собственными глазами увидеть качественную картину эффектов, связанных с нарастанием ошибок округления. Сначала гладкий график становится слегка "шершавым", затем эта шершавость приобретает форму ступеней, на монотонных участках растут непредсказуемые всплески, пока весь график не превратится в гребенку "белого шума" (когда ошибки уже полностью подавят содержательную информацию).
Subscribe

promo matholimp november 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments