Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Categories:

Петербургский менталитет

Месяц назад я написал на http://matholimp.livejournal.com/581824.html , что единство советского (а теперь русского) народа держалось на одном-единственном мифе, будто везде в огромной стране люди живут точно так же (вплоть до самых мелочей), как и в родной деревне. Подразумевалось, что та запись должна стать прелюдией к демонстрации контрастов между менталитетами разных регионов. К продолжению темы подтолкнул другой контраст: между беседами с друзьями до и после вчерашней лекции Сорокина в Гатчине (см. http://matholimp.livejournal.com/603900.html , http://alert-dog.livejournal.com/164092.html и http://zakir-5535.livejournal.com/26252.html ) против круглого стола (http://matholimp.livejournal.com/601371.html ) тремя днями раньше.
Почти два года назад на http://matholimp.livejournal.com/75719.html я акцентировал разницу между «европейскими русскими» и «азиатскими русскими». Европейская русская ментальность восходит к традициям Новгородской республики 1136-1478 годов, а сейчас в наибольшей степени сконцентрирована в Санкт-Петербурге. Азиатская русская ментальность восходит к традициям Золотой Орды и опричнины Ивана Грозного, а сейчас в наибольшей степени сконцентрирована в Москве.
Ещё предшествовавший Санкт-Петербургу Ниен унаследовал от Новгорода и Пскова (а также балтийских городов) традиции мирного сожительства нескольких разных народов в одном городе. Пять концов и пять пятин Новгорода отвечали пяти разным народам: балтам, чуди, води, ижоре и вепсам. Если в псковском Кремле (на узком полуострове между Великой и впадающей в неё Псковой) правил славянский князь Довмонт Гедиминович, то Запсковье называли Шведской горкой, а Завеличье - Немецкой слободой. В основанном новгородцами Ниене примерно в равных количествах жили немцы, шотландцы, шведы, финны и русские. Почти все они остались здесь же и после основания Санкт-Петербурга, в котором появились татарская мечеть, буддистский дацан и храмы разнообразных христианских конфессий (в том числе, с латинским, финским, польским, эстонским, армянским, голландским и многими другими языками богослужения).
Веками разные народы жили здесь вместе. За исключением нескольких советских лет, для приезжающих на ПМЖ не было никаких ограничений по национальному признаку. В этом как раз и состоит одно из отличий европейского менталитета от азиатского. Приехавшие либо принимали его (и становились полноценными питерцами), либо не приживались здесь и возвращались в родную Чечню или Сибирь.
Ещё в большей степени это выражено в Выборге. Цитирую с http://edv-y.livejournal.com/175325.html фрагмент книги Ю.С.Шевчука "В поисках чистой воды":
«Покинутый большинством своих жителей город сам организовал сопротивление чужой культуре. Его дома и церкви, булыжники мостовых и камни стен, ставни и флюгера, домовые и водосточные трубы, стекла окон и черепица крыш создавали невидимое поле, проникающее в завоевателей, изменяющее их по образу и подобию ушедших, но родных для Выборга жителей. Даже близость Северной столицы не смогла превратить Выборг в типично российский уездный городок гоголевского образца – с вечной лужей на площади, мухами, тяжелою скукою, опускающейся вместе с темнотой.
Оторванный от Европы, взятый в полон Азией, он сохранил основные европейские черты. Архитекторы Выборга – Вильгельм фон Карм, Йохан Йохансон, Якоб Аренберг, Йохан Блюмквист – строили здания с вполне европейским предназначением: соборы и дворцы, народы школы и женские лицеи, гостиницы и даже специальный ресторан для «трезвенников». Постепенно финны и шведы начали возвращаться в Выборг. И к 1888 году русские превратились в национальное меньшинство – их осталось менее 10%.»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments