Россия в различные эпохи прожила четыре различных формата образования, которые сменялись достаточно революционно и почти никогда друг друга не дополняли, не усиливали. Обычный способ взаимодействия между представителями этих форматов - жесткая конкурентная борьба. Сегодня осваиваем новый для себя, пятый формат. Возможно - заключительный.
1) До XII в - Ведический.
Наименее исследованный, потому кажется нам таким загадочным и почти мистическим. В настоящее время в лаборатории МароЯра проводится реконструкция практики ведического образования (проект "Школа Рода"). Об этих уникальных работах мы будем говорить в других публикациях.
2) Приблизительно с XII по начало XVIII века - Религиозный
Цели и ценности образования здесь задавались преимущественно институтом церкви. И хотя Воскресные школы возникли гораздо позже - в XVIII веке (учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами), в религиозном формате религиозное образование было наиболее широко распространено при монастырях, церковных приходах. Другой системы массового обучения тогда практически не было.
3) С 1700 до 1860 гг (от петровских до столыпинских реформ) - Государственный
Осуществлённая Петром I реформа церковного управления была направлена на ликвидацию независимой от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Конечно же, и сфера образования была подвержена "огосударствлению".
14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, первая ласточка образования, заказчиком которого выступило государство. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства. Правда, попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, а проект обязательного обучения вообще встретил яростное сопротивление населения, но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России, а образовательную политику впервые начало определять государство.
4) Примерно с 1870-х - по 1911 г (смерть П.А.Столыпина) - Государственно-общественный (важно выделить этот момент - появление общественно принятых целей и ценностей образования). Это единственное счастливое исключение, когда форматы частично пересекались и работали в унисон. При Столыпине произошло фактическое разгосударствление экономики, образования и культуры. И хотя Столыпин был вроде бы очень жёстким государственником, он странным образом сумел учитывать общественные интересы - качество редкое для современного политика. Среди проектов Столыпина - введение всеобщего начального образования. В этот же период в России было впервые разрешено открывать негосударственные театры.
Проводимые нововведения вызывали критику крупных землевладельцев. На одном из заседаний князь Святополк-Четвертинский заявил, что «нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…» На что П.А.Столыпин высказался предельно определённо: Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…
Качество образования того периода мало исследовано. По нашим данным то, что успело состояться в России последней трети XIX века в рамках образования элитарного, для узких кругов общества - на порядок превышает и лучшие сегодняшние элитарные образцы как по целям и ценностям, так и по фактическому качеству подготовки.
Далее было только повторение пройденного:
5) После смерти П.А.Столыпина - Государственный формат длился до 1985 года.
Этот период не был таким уж однородным, были и отдельные личностные всплески содержания, связанные с именами А.Макаренко, В.Сухомлинского, но самые мощные прорывы происходили скорее в теоретических и экспериментальных работах школы Л.Выготского.
До массовой практики эти работы дойти не могли, так как раскрывали невероятный по мощности и плохо управляемый Чиновником ресурс - человеческое сознание.
6) С 1985 по 1997 гг - на 12 лет возникает вновь Государственно-общественный формат (движение "Эврика", появление авторских и негосударственных школ, появление самой идеи общественной экспертизы образования, в 1992 г выходит достаточно революционный Закон об образовании, появляется концепция развивающего обучения, Школа Диалога Культур, Школа Самоопределения и другие крупные образовательные проекты, далеко опережающие мировой уровень образования).
В этот период (и в этом формате образования) в педагогике вновь появляются Имена. Вся страна узнаёт, что есть Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Михаил Щетинин, Евгений Ильин и другие выдающиеся личности в образовании. Главное - появились новые ТИПЫ содержания образования, осознанны новые цели и ценности образования.
И, наконец, вот уже 3-4 года мы живём в эпоху отсутствия массового образования. Это можно условно назвать - пятый формат образования. Цели и ценности массовой подготовки сведены к обучению, чему в решающей степени способствовало введение института ЕГЭ, благодаря которому из трёх обычно провозглашаемых задач школы и даже любого урока (обучающая, образовательная и воспитательная) мы зациклились лишь на обучении. Контролировать качество воспитания и образования оказалось делом неподъёмным, а проверить знание таблицы умножения умеют даже доктора наук из команды А.Фурсенко.
О чем беспокоятся родители при выборе школы? В основном - о качестве обучения. Что контролирует государство на выпускных экзаменах? Качество обучения. На чем держатся коррупционные схемы, на чем зарабатывают репетиторы, что беспокоит абитуриентов и членов приёмных комиссий? Качество обучения. Воспитание сведено к законопослушанию, образование - как сфера мышления и деятельности духа - просто исчезает как массовое явление.
В сегодняшней России образование вновь стало уделом узких кругов - незомбированных чудаков, которых ещё по-настоящему беспокоит будущее их детей, да и своё тоже. Долго ли продлится этот этап? Я пока не пророк. Но чисто логически можно предположить, что высокие цены на нефть помогут протянуть агонию ещё на ряд лет. Затем общество "вдруг" заметит, что без образования бывшее общество стремительно превращается в стаю-стадо голодных индивидов, бьющихся за место у последней кормушки. А там, глядишь, ещё 300-400 лет и начнут появляться новые Шаталовы и Януши Корчаки. Поживём - увидим.
Я в этих процессах - наблюдатель и комментатор, увы. Все мои попытки активно дружить с системой государственного образования ничем хорошим не закончились. На образование заказчика сегодня нет. Мне теперь интересна одна тема - выращивание и сохранение истинного образования вне зависимости от масштаба проектов. Сегодня истинное образование может существовать исключительно на негосударственной, то есть общественной почве. По большому счету мне достаточно двух учеников - своих детей. Ну, а когда на горизонте появляются попутчики - жизнь приобретает более радостные очертания.
PS/ Идея статьи появилась в результате чтения работ к.п.н. Анатолия Кузнецова.