Тем не менее, до окончания войны пройдут ещё 12 лет, а её исход был тогда далеко не ясен. Более того, спустя два года (ровно 300 лет назад) уже Россия едва не проиграла Северную войну, когда Прутский поход Петра I закончился пленением русской армии (включая самого Петра!).
В течение нескольких дней русская армия потеряла почти половину своих солдат (37 из 79 тысяч), а оставшаяся половина 20 июля 1711 года была окружена турками. Почти не осталось ни боеприпасов, ни продовольствия. О безнадёжном положении русской армии можно судить по условиям, которые Пётр I изложил Шафирову в инструкции для ведения переговоров об условиях сдачи: «Туркам все города завоеванные отдать, а построенные на их землях разорить, а буде заупрямятся, позволить отдать. О Лещинском буде станет говорить, позволить на то. Буде же о шведах станет говорить, чтоб отдать все завоеванное, и в том говорить отданием Лифляндов и протчая помалу уступать, кроме Ингрии, за которую, буде так не захочет, то отдать Псков, буде же того мало, то отдать и иные правинции».
Однако Шафиров сумел договориться о гораздо более выгодных для России условиях. Карл XII опоздал на переговоры буквально на час, в течение которого за крупную взятку турецкий визирь Мехмед-паша Балтаджи отпустил русских из плена. Этому эпизоду посвящена блестящая "Баллада стремлений и упований" Е.М.Чевкиной - http://music.lib.ru/editors/c/chewkina_e_m/alb0.shtml#ballada_stremlenij_i_upowanij .
В течение того часа на одном волоске висела судьба сразу двух крупнейших европейских империй. Стареющая Швеция окончательно потеряла тогда имперский статус, а молодая Россия его обрела. Вполне уместная аллегория – передача эстафетной палочки.
И ещё раз об учебниках истории. «Забывчивость» их авторов вполне объяснима. «Патриотично» писать о переломе хода войны в результате победы на поле битвы. Правда же состоит в том, что гораздо более сильным оружием оказалась взятка.
(В продолжение http://matholimp.livejournal.com/688085.html , http://olenenyok.livejournal.com/3263866.html?thread=12861050#t12861050 , http://matholimp.livejournal.com/692103.html и др.)