Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Categories:

Триптих cложился "из того, что было"

В связи с конкурсом "Ангелы и демоны" я не совсем неожиданно обнаружил, что в рамках поэтического цикла "Родословная в стихах" у меня совершенно чётко выделился

Триптих, посвящённый теме крещения Руси



Часть 1. Ловушка, а не прорицание (Орвар Одд, он же Олег Вещий; с http://matholimp.livejournal.com/695016.html )

Пусть не с рожденья роковая дата,
Но на престоле - тридцать третий год.
И повинуясь верности солдата,
Крестить я должен нынче свой народ.

Казнить волхвов - вопрос уже решённый:
Их заговор - не новость для меня.
Их колдовским обманом опоённый
Сгубил я встарь любимого коня.

Коню в глазницы должен посмотреть я,
Чтоб пересилить чары колдовства
И повиниться. Та потеря - третья:
По важности (и степени родства)

Лишь мать и Рюрик, мне отца сменивший,
Мне ближе убиенного коня.
Вот холм, его останки приютивший
Над Волховом, напротив куреня.

По сторонам черёмуха кустилась,
Весь таволгой зарос поляны склон.
Змея в костях истлевших приютилась,
Стрелой взлетевшая в ответ на мой поклон.

Сама ль она нашла сюда дорогу,
Чтоб оказаться в нужном месте в нужный час?
Я отдаю неспешно душу Богу:
Ещё чуть-чуть, и мой костёр погас.

Нет, это злых волхвов предначертанье!
Коварный замысел я разгадать не смог.
Долг не исполнив, но приняв страданье,
Я возношусь в божественный чертог.


Часть 2. Трижды некрещёный (Свендослав, он же - Святослав Игоревич; с http://matholimp.livejournal.com/30032.html )

Сегодня не рубите иордань:
Я не желал январского крещенья.
Раздайте нищим горы угощенья
Как отступных положенную дань.

Что станете рубить? Растаял лед,
Погода вновь смеется над волхвами.
Из беспросветных туч над головами
Крестильный дождь на землю упадёт.

Легенду изложил на бересте
Монах, приплывший с Ближнего Востока:
Еврейского пророка в ней жестоко
Язычники сгубили на кресте.


Противно мне юродство веры той!
Молитву в глубине души несу я
Лишь Богу. Самому. Но не попам, что всуе
Отпустят грех за рублик золотой.

Я стар, почти ослеп, почти оглох,
А зубы очень сильно поредели,
Но мой кулак не мазал мимо цели
И разум далеко ещё не плох.

Огонь моей свечи почти сгорел,
Но вечной славы памятник заслужен.
Хазарский бог земле моей не нужен:
Я – ruskej, я – ингерманландец, я – карел.




Часть 3. Исповедальная молитва (князь Владимир, он же - Святитель Василий; 3-я редакция - с http://matholimp.livejournal.com/698111.html )

Ах! Какие барышни гуляют
По селеньям Северной Руси,
Рыцарские чувства пробуждают.
Бог, спаси от них на небеси!

Сколько я тех девок перепортил!
Рюрику потомства наплодил.
Сам я веры праведной не помнил,
Но её в Руси я насадил.

Пусть я верой вовсе не католик,
Но меня запишут в сонм святой,
И последний русский алкоголик
За меня замолит четвертной.

Быть равноапостольным мне с теми,
Кто тебя от казни не сберёг.
Я ж прогнал с Руси Иуды племя.
Как? Твоё? Прости меня, мой Бог!

Куполов златых мы понаставим,
Крест воткнём – хоть в каждый огород!
На века в Руси тебя восславим,
Мать твою полюбит весь народ.


Минимально необходимый комментарий:

К 1 части:
Почему преемником Рюрика становится именно Олег, не состоявший с ним в близком родстве? Что заставило следующего князя Игоря отправиться за невестой за сотни вёрст в ничем не примечательные Выбуты под Изборском?
Всё встаёт на свои места, если принять версию о весьма типичном для того времени договоре между двумя правящими семьями, включавшем их намерение породниться (чтобы избежать последующих распрей). Тогда Олег сначала воспитывается неродным ему Рюриком, а затем сам берёт на воспитание сына Рюрика - Игоря, который позднее женится на дочери Олега. Да, прямых утверждений об этом летописи не содержат, но косвенных признаков - предостаточно.
Гораздо важнее мотивы как породнения двух варяжских семей, так и их прихода на Русь. Их главная цель - крещение Руси. Если согласиться с А.Н.Кирпичниковым и другими сторонниками версии, что Рюрик Альдейгьюборгский и Рюрик Ютландский - одно и то же лицо, то он уже был христианином. Скорее всего, христианином с рождения был и Олег. В целях безопасности он не демонстрирует своей истинной веры и участвует в языческих ритуалах славян. Однако после завоевания Константинополя в 907 году Олег приглашает в Киев византийских священников, чтобы подготовить Русь к крещению ещё в 912 году. Вероятно, этот план действий был согласованным с Рюриком условием передачи власти Олегу. Тогда становится понятной и причина острейшего противостояния между Олегом и волхвами.
(Подробнее см. http://matholimp.livejournal.com/696531.html ).

Ко 2 части:
Принятие веры естественно для ребёнка, который начинает постоянно посещать церковь гораздо раньше, чем понимает смысл происходящего. Но для взрослого человека это уже весьма значимое событие, как правило, полностью меняющее течение его жизни.
Несравненно реже случается отказ взрослого человека принять веру, к которой его постепенно подводили. Этот акт требует не только полного осознания ситуации и всех сопутствующих обстоятельств, но высочайшего нравственного подъема. Чтобы отвергнуть бога, в которого он должен был бы поверить, фактически человек должен демонстративно поставить себя выше него. Не говоря о чисто меркантильных потерях: для первых русских князей принятие христианства означало освящение их власти авторитетом Римской церкви.
Крайне важен контекст: мать Свендослава - святая равноапостольная княгиня Ольга, а сын - святой Владимир, креститель Руси. Сам же он отказался принять христианство минимум трижды (в Новгороде, Киеве и Константинополе).
Копирайт на слова «Вера христианская уродство есть» НЕ принадлежит Свендославу. Практически идентичную фразу можно найти еще у апостола Павла. Однако славянские летописи приписывают Свендославу повторение этих слов.
(Подробнее см. http://matholimp.livejournal.com/154004.html и http://matholimp.livejournal.com/30428.html ).

К 3 части:
Не сочтите богохульством! Попытавшись войти в голову своего дальнего предка, я понял, что в его молитве могли быть только такие слова. Обращаясь к Богу, князь старается не пропустить ни единой мелочи из своих заслуг перед церковью. По правилам исповеди, он признаётся в «грехах» и просит прощения. Однако не чувствует вины, из-за чего не возникает раскаяния.
Даже к Богу князь относится, скорее, как к собственному вассалу. Разве Бог всемогущ? Нет, всемогущ, прежде всего, он - Владимир. Это именно он выбрал, которому из богов будет молиться держава, занимавшая в тот момент треть территории Европы.
Язычник и жизнелюб, которого не могли насытить сотни официальных наложниц, Владимир принял христианство лишь на склоне лет. Зато не только сам, а вместе с большой массой своих подданных, за что церковь списала его «грехи».
Далеко не случайна и концовка. По-видимому, именно со Владимира на Руси началась традиция, которую уместно назвать «недоверием» (с прутковским уточнением «Зри в корень!»). Недостаток веры в душе русские компенсируют демонстративно-избыточным исполнением ритуала (как тут не вспомнить нацлидеров со свечками). Кроме того, русские отличаются тем, что вместо Христа предпочитают возносить молитвы Богородице (а также Николаю Угоднику и местным святым).
(Подробнее см. http://matholimp.livejournal.com/683165.html ).
Tags: livejournal, Рваная Грелка, наша история, родословная в стихах
Subscribe
promo matholimp april 19, 06:59 18
Buy for 10 tokens
Канун дней рождения величайших мерзавцев, сильнее других повлиявших на историю ХХ века (рамки которого задним числом разумнее определять как 1918-2018), побуждает к юбилейному тексту. На исходе первой мировой волна социалистических революций прокатилась по многим воюющим странам. Вопреки мечте о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments