Скорее всего, с этого момента и началось перерождение РПЦ. В живых и при службе оставили только тех священников, кто согласился сотрудничать с НКВД (прежде всего, пренебрегая тайной исповеди, доносить на собственных прихожан). Но нравственным стержнем гонимой церкви оставались её прихожане.
Ситуация резко изменилась сразу же после августовского путча 1991 года. С одной стороны, одномоментно остались без работы тысячи функционеров КПСС и ВЛКСМ. С другой, получив поддержку руководства страны и огромное количество возвращённых зданий, РПЦ открыла тысячи вакансий, основными соискателями которых как раз и стали неприкаянные "специалисты по работе с людьми". С третьей, многие пошли в церковь не к Богу, а лишь бы не отставать от моды.
Логическим завершением этого процесса стало Патриаршее поздравление http://www.patriarchia.ru/db/text/1674710.html директору ФСБ России А.В. Бортникову с 60-летием со дня рождения, в котором Кирилл открытым текстом говорит о "конструктивном соработничестве" РПЦ и ФСБ.
(По наводке с http://andreistp.livejournal.com/753473.html?view=2263873#t2263873 ).