Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

О кванторе общности по умолчанию (проверяющим о критериях оценок задач №6)

Задача, которая выглядит очень лёгкой, но на самом деле гораздо труднее, - хорошая находка для олимпиады. Однако поток неверных решений в задачах №6 оказался столь мощным, что жюри пришлось специально посовещаться по этому поводу и чуть было не назначить лингвистическую экспертизу. Однако всё, что нужно было бы сказать в этом случае, давно записано в приложении к регламенту олимпиады "О возможной двусмысленности в тексте задач".
Прежде всего, именно в этом случае никакой двусмысленности вообще нет. Да, на первый взгляд сказано лишь "различные натуральные числа", но не сказано "попарно различные". Однако слова "Расставьте различные натуральные числа" в норме понимаются однозначно: различными должны быть ВСЕ числа. Иначе слово "различные" - лишнее.
Но даже если бы это место было признано двусмысленным, действуют пп. 3 и 4b названного приложения:
...
3. Однако нужно иметь в виду (и разъяснить участникам!), что олимпиада является соревнованием. Поэтому (в отличие от аттестационной работы), прежде всего, идет сравнение лучших работ между собой (а не с каноническим образцом). Учитывается не только то, решена задача или нет, но также качество решения (включая трудность самой задачи, если вследствие двусмысленности в формулировке окажется, что участники фактически решали разные задачи).
4. Отсюда вытекает рекомендация участникам, обнаружившим подобную двусмысленность:
...
b. Постараться понять, что все-таки имел в виду автор задачи, и решить ее в уточненной или исправленной формулировке. Не следует ограничиваться репликой «условие можно понять так, что задача перестает быть задачей».
...

В целях унификации оценок жюри уточняет, что оценивать задачи №6 нужно следующим образом:
7 баллов - за любой подходящий пример, в котором попарно различны ВСЕ числа,
2 балла - за пример, в котором различны числа каждой строки и каждого столбца (но в пределах всего квадрата случаются повторы),
1 балл - за пример, в котором одинаковые числа есть даже в одной строке или в одном столбце.
Tags: олимпиада
Subscribe

promo matholimp november 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments