Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote,
Федотов Валерий Павлович
matholimp

Categories:

Игорь Рубанов: «Важно бережно сохранять достигнутое»


Моя дружба с Игорем началась, когда он учился на следующем после моего курсе матмеха. Общим интересом была работа с одарёнными детьми в различных её формах: ЮМШ, ЛМШ, ЗМШ, ... Через три года после окончания матмеха наши пути надолго пересеклись в Петрозаводске, где мы жили и работали в соседних домах (я в ПетрГУ, а Игорь - в КГПИ). А в начале 1980-х мы разъехались по разным городам: Игорь поступил в очную аспирантуру МГУ, после которой получил назначение в Киров (Вятку), а я после двух лет вахтовой работы в Мурманском филиале ЛИСИ уехал в Иваново.
Далее - с http://www.flb.ru/info/50519.html и http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/3096 (в продолжение http://matholimp.livejournal.com/968504.html ):

Игорь Рубанов, знаменитый математик-педагог, руководитель первого в России областного Центра дополнительного образования одарённых школьников в г. Кирове. Организатор всероссийских конкурсов «Кубок памяти А.Н. Колмогорова», Кировской Летней многопредметной школы, Уральских турниров юных математиков; Всероссийской математической олимпиады имени Эйлера, в которой участвуют тысячи восьмиклассников; Международного конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», насчитывающего миллионы участников... Кировская область занимает первое место в России по числу дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников на душу населения за последние 10 лет.

-Я буду говорить о работе с математически одарёнными детьми, но многое из сказанного будет справедливо и в области естественных наук.
Работа с математически одаренными школьниками — одно из немногих направлений, на которых Россия занимает передовые позиции в мире. Это, прежде всего, заслуга нескольких поколений энтузиастов — наставников и организаторов такой деятельности. Исследование, проведенное Академией повышения квалификации работников образования, показало, что наличие такого наставника является единственным фактором, статистически значимо влияющим на успехи школьников на Всероссийской олимпиаде.

Сейчас в России сложилось уникальное неформальное сообщество наставников математически одаренных детей, способное, например, без всякой господдержки ежегодно проводить всероссийскую олимпиаду имени Эйлера.

Моё главное требование к концепции работы с одарёнными детьми — четко прописать необходимость некой «инвентаризации» педагогов и организаций, успешно работающих с одаренными детьми с целью их всемерной поддержки и бережного сохранения достигнутого. Важно их участие с правом решающего голоса в разработке и реализации любых концепций и планов работы молодыми талантами.

Надо, опираясь на успешных педагогов и структуры, распространять работу вширь, в регионы, и вглубь, в школы, постепенно взращивая для нее условия. Весь мой опыт говорит о том, что эта работа кроме последовательности, настойчивости и упорства требует немалого времени: в Кировской области только на её начальный этап ушло 8 лет.

Концепция должна быть рассчитана на длительную перспективу, и исполнение программы нельзя искусственно форсировать.
Как правильно работать с одарёнными детьми, лучше всех знают сами их наставники. Эта работа требует большой гибкости, поэтому тут недопустимы жесткие требования к программам, поурочному планированию и т.п.: требования должны быть рамочными, по результатам работы, оставляющими свободу в формах отчетности.

Быть наставниками одарённых детей – это тоже дар, их нельзя назначить или быстро подготовить на курсах повышения квалификации. Их естественный источник — студенты, работающие со школьниками под руководством опытных наставников: именно из таких студентов вырос костяк тех, кто сейчас работает с одаренными детьми в Кировской области. В концепции нужно предусмотреть поддержку и сопровождение таких студентов.

Очень серьёзный вопрос — работа с одаренными детьми в массовой школе. Без умелых усилий школьного учителя «образовательная траектория» многих одаренных прервется, не начавшись. Будем честно смотреть на вещи: учителя массовой школы в большинстве своем не готовы к таким усилиям: и по квалификации, и по желанию, и по перегруженности. Тех учителей, которые хотят и могут вести такую работу, надо активно поддерживать методически, материально и морально, объединять их в сообщества. Но этого можно добиться только на базе общего подъема педагогического образования и статуса педагогической профессии.

И последнее. Результат работы будет зависеть не только от концепции, но и от того, кто и как будет ее исполнять. Если принятие решений полностью отдадут на откуп чиновникам, шансов на успех мало. Необходимы эффективный общественный контроль, партнерство государства и общества. Сообщество наставников математически одарённых детей — готовая к этому структура гражданского общества.
Subscribe

promo matholimp 11月 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments