В сентябре Горбачёв отпустил "на волю" балтийские страны. А в декабре президенты 12 оставшихся республик денонсировали союзный договор 1922 года, признав независимость друг друга в действовавших на тот момент границах союзных республик. Названных выше "беглецов" к этим переговорам не подпустили, посчитав их независимость ничтожной, что и гарантировало их превращение в долговременные горячие точки.
Закарпатье едва избежало такой же участи. В том же 1991 году там был проведён референдум о предоставлении Закарпатской области статуса автономной республики. Но его итоги не были утверждены: власти СССР и Украинской ССР просто не успели (не до того было!), а в качестве президента нэзалэжной Украины тот же самый Кравчук предпочёл проигнорировать их как событие из жизни предыдущей страны.
Кстати, другой точно такой же референдум прошёл в СПб и точно так же молча был отвергнут новой страной. Казалось бы, вопрос исчерпан?
В случае Закарпатья не всё так просто. До 1946 года эта территория входила в состав Чехословакии. В документах о передаче её СССР нет ни слова об Украине. Но пока закарпатские сепаратисты пытались осознать юридические последствия этого факта, вслед за СССР распалась и Чехословакия.
Поэтому теперь они согласны и на
Проблему могло бы снять вступление Украины в ЕС. Однако именно нерешённость русинского вопроса рискует стать главным препятствием на этом пути.
Journal information