Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Дорога к дому -1. Рефлексия

Если собственная лень или внезапный дефицит времени не пересилят желание дописать этот текст до самого конца, то я хотел бы зафиксировать всё это для самого себя на будущее. Этот и несколько последующих постов - вовсе не отчёт о поездке и не запоздалые путевые заметки. Пока ещё свежи воспоминания, я хотел бы продлить их, чтобы понять многое позже.
На протяжении уже нескольких десятков лет в числе преподаваемых мною дисциплин значится "Теория принятия решений". В своих лекциях я раскрываю лишь одну её сторону: математический аппарат, которым пользуются эксперты. Другая сторона стыдливо называется "человеческим фактором". О ней в лекциях лишь несколько фраз, как и почему ЛПР слишком часто кладут рекомендации экспертов коту под хвост.
Но тут я оказался сам себе ЛПР вместе с собственным человеческим фактором. Против стихии внезапных сиюминутных обстоятельств, побуждающих меня принимать решения, как потом выясняется, весьма далёкие от оптимальных. Как такое произошло? Почему?
promo matholimp november 13, 2017 15:58 49
Buy for 10 tokens
Федотов Валерий Павлович Анкетные данные Родился 26 июля 1951г. в Ленинграде. Оба родителя — русские (дальние предки происходят из Тургиновской и Елисеевской волостей Тверской губернии), оба — участники войны и ветераны труда, состояли в КПСС с 1940-х годов до 1991г. Образование В 1968г.…

Миф о бесплатном образовании в СССР

Бесплатность медицины и образования - козырной пункт ностальгирующих о "нашем счастливом детстве" (ТМ). При полном отсутствии понимания, что за всё нужно платить. Номинальная бесплатность означает лишь то, что вместо получателя услуги платит кто-то другой. Косвенность оплаты плоха уже хотя бы тем, что лишает получателя услуги возможности прямо воздействовать на её качество своими деньгами. Последнее отчасти компенсировалось "подарками" (фактически взятками) врачам и учителям.
Ликвидация безграмотности в 1920-е годы считается одним из первых достижений большевизма. Между тем, она подняла молодую Советскую Россию лишь до уровня грамотности Новгородской республики 12 века. Католические страны Европы достигли его примерно тогда же, но не теряли. Поголовное начальное и среднее образование было нужно не столько населению, сколько государству. Прежде всего, ради обеспечения способности призывников быстро овладеть оружием, а также способности рабочих производить оружие.
Рыночные механизмы неумолимо действуют в любой экономике, но советская власть успешно замаскировала их до такой степени, что причинно-следственных связей часто не видели даже руководители страны. Искусственно низкие цены на продукты первой необходимости (хлеб, картофель, молоко) привели к массовому исходу крестьянства из сельскохозяйственного производства. После коллективизации наиболее успешные крестьяне всеми правдами и неправдами перебирались в города, а оставшиеся в деревнях массово уходили в запой. Дефицит рабочих рук на селе компенсировали направлением на сельхозработы студентов и инженеров, а также доцентов с кандидатами. Именно их низкооплачиваемый рабский труд позволял длительное время удерживать социально низкие цены.
В этом отчасти и состояла фактическая плата за высшее образование. Не столько даже в недоплаченных рублях, сколько в потерянном из-за убогих бытовых условий здоровье и бездарно потраченном времени, которое и составляет высшую ценность.
С новым учебным годом, дорогие коллеги, родители, школьники и студенты!

Математические основания интеллекта

Собрал в единую программу избранные сюжеты своих лекций 2007-17гг. по "Теории искусственного интеллекта" для трёх потоков ИТМО. Несколько месяцев назад эксперты поставили ИТМО на первое место среди российских вузов по направлению "Искусственный интеллект". В тот момент я уже не работал в ИТМО, но тестировали моих бывших студентов.

1. Из истории доказательных рассуждений.
Как математика стала «сверхъестественной» наукой (Египет, Фалес, Пифагор, Гиппас). Алгебраические и философские аспекты «Логики» Аристотеля. Пятый постулат от Евклида до Римана. Теоретико-множественный подход против традиционного (Паш, Кантор, парадоксы, Гильберт, Гёдель, Коуэн). Минимум сведений из общей педагогики и теории искусственного интеллекта. Эволюция понятия машинного обучения. Основные алгоритмы машинного обучения. Современные трактовки глагола «доказать».

2. Двойственность Галуа.
Основные термины и операции теории множеств. Классификатор. Способы задания множеств . Двойственность между элементами множеств и их свойствами. Теорема Галуа. Построение замыканий. Примеры двойственности Галуа в различных математических дисциплинах (алгебра, топология, выпуклость). Требование замкнутости структурных единиц корректно построенной классификации и примеры его нарушений в естественных науках и гуманитарной сфере (вид, национальность). Биологический интеллект. Словари и задача машинного перевода.

3. Понятие информации.
Общеизвестные подходы и их слабые места. Информация как мера снятия неопределённости. Структурные уровни материального мира. Конструкция Белошапки. Байесовские интеллектуальные технологии. Хроногеометрические модели.

4. Системы счисления и их классификация.
Представление числовой информации. Римская запись и её аналоги. Основные системы счисления (в том числе, с основаниями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 20, 27, 32, 40, 60, 64). Признаки делимости. Двойные и сложные системы счисления (2-8, 2-16, 2-10, 10-1000; дата-время, факториальная, фибоначчиевская). Следы использования разных систем счисления в некоторых естественных языках.
Информационные, интервальные и вероятностные системы счисления. Золотая система счисления. Система счисления Штерна-Броко. Башенные системы счисления и логарифмическая тригонометрия.

5. Прямые алгоритмы.
Операции с многозначными числами в основных и других системах счисления. Алгебраические уравнения и системы. Полилинейные функционалы и их диагонали. Многогранники Ньютона и смешанные объёмы. Теорема Безу и её уточнение. Интегрирование систем однородных дифференциальных уравнений в частных производных в случае малого числа решений характеристической системы.

6. Моделирование языка.
Формализация фраз естественного языка. Модели Р.И.Пименова.
Объекты и имена, признаки и глаголы, указатели и союзы в естественных языках и их аналоги в языках программирования.

7. Матричные методы обучения.
Матрицы в алгебре и многомерные массивы в языках программирования. Матричные многоязычные словари. Матричная методика обучения иностранным языкам (история и основные принципы). Логические матрицы совместимости существительных с прилагательными или глаголами. Проверка двойственности с помощью логических матриц.
Авторская программа школьного курса. Программа для первого и второго года. Образцы матричных упражнений. Математические идеи.
Фиксация овладения иностранными языками в лексических матрицах. Адекватность перевода художественного текста: синонимия, омонимия, игра слов. Использование матричного представления для демонстрации сочетаемости различных терминов. Грамматические матрицы для склонения (спряжения), преобразования одних частей речи в другие и т.п. Пустоты в матрицах как средство мотивации обучения. Построение логических матриц и их использование в различных учебных дисциплинах.

Достоверное враньё про Перельмана

Григорий Перельман по праву признан одним из немногих ныне живущих гениев. Его отказ принимать вполне заслуженные высшие для математиков награды многократно усилил интерес к его персоне, что побудило СМИ муссировать эту тему. А неспособность журналистов разобраться в содержании его работ, мотивировала их подменять факты в публикациях анекдотами.
"Первый Советский канал" разместил на https://zen.yandex.ru/media/ccp/kricha-na-professora-sdal-ekzamen-po-matematike-ili-kak-molodoi-perelman-postupil-v-universitet-5cf3b3248e84d700aed63a41 текст под заголовком "Крича на профессора сдал экзамен по математике или как Молодой Перельман поступил в Университет". Да, его подлинным автором назван анонимный "товарищ за рюмочкой чая", но он якобы "невольным свидетелем стал лично. Поэтому за достоверность ручаюсь".
Подробности длинного текста я опускаю за ненадобностью. Речь в нём о вступительном экзамене по математике на математико-механическом факультете Ленинградского государственного университета в 1982 году. Место и дата названы верно. Но всё остальное - враньё от начала до конца.
В отличие от автора, я там в тот момент не присутствовал. Откуда же я знаю, что вся история высосана им из собственного пальца и не имеет к реальности даже малейшего отношения? Всё очень просто. Став победителем Международной математической олимпиады, Перельман был зачислен в университет вообще БЕЗ экзаменов.

Учительские зарплаты в вилке между спросом и предложением

Ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский написал в ФБ о дефиците учителей. Я возразил ему: «Нет дефицита учителей. Есть дефицит учительских зарплат. Пока он не преодолён, дипломированные педагоги массово ищут и успешно находят себе работу там, где платят гораздо больше».
Действительно, даже заметно сократившийся в сравнении с советскими временами суммарный выпуск педвузов многократно превышает ежегодную потребность в обновлении учительских кадров. Конечно, даже при поступлении многие планируют уклониться от работы в школе, а у кого-то стойкая несовместимость с выбранной профессией возникает в первые годы работы. Но эти потери были учтены при планировании. Казалось бы, для дефицита учителей нет никаких причин. Однако, заметен острый дефицит хороших учителей, сочетающих любовь к профессии с высокой квалификацией.
Ситуация патовая! В большинстве российских регионов уровень учительских зарплат выше среднего по региону. Это среднее подобно средней температуре по госпиталю.
С одной стороны, уровень учительских зарплат гораздо ниже, чем те же учителя могут зарабатывать программистами, переводчиками, технологами и т.д. Из-за чего одни увольняются из школ, а другие не возвращаются в школы. Это значит, что зарплаты учителей нужно поднимать.
С другой стороны, уровень учительских зарплат весьма привлекателен для малограмотных неумёх с вузовскими дипломами. Не сумев найти себе какую-то иную работу, они массово оседают в школах. После чего начинают ценить сделанный выбор, цепляются за место, перебирают нагрузку и весьма агрессивно реагируют на приход в школу более квалифицированных коллег. Они уже сейчас получают зарплату значительно выше той, которую им следовало бы платить (и выше, чем они же смогли бы заработать в другом месте). Стимулировать их уход их школ можно только снижением зарплаты. Но как?

Хочешь, чтобы твоя жизнь была наполнена чудесами? Забей в школе на физику и химию

Агент КГБ Михайлов (известный православному миру как Кирилл Гундяев) заявил, согласно передаче «Интерфакса»: «Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за 10 лет». Элементарный подсчёт показывает, что три храма в сутки — это никак не более 11 тысяч за 10 лет, даже если бы все годы были високосными.

Российская газета стала безграмотнее в 6 раз

Заголовок на https://rg.ru/2019/04/10/gibdd-predlozhila-podniat-shtraf-za-prevyshenie-skorosti-v-6-raz.html : "ГИБДД предложила поднять штраф за превышение скорости в 6 раз". Я прекрасно понимаю, что автор текста Алексей Иванов хотел сказать о шестикратном росте штрафа. Но получилось, будто речь идёт о штрафах за шестикратное превышение скорости.
Я прекрасно понимаю, что качество обучения русскому языку в российских школах упало ничуть не меньше математики. А ЕГЭ уронил его ниже того плинтуса, за которым топонимы окончательно перестали склоняться. Но неужели на факультет журналистики можно поступить с 30 баллами ЕГЭ? А первая газета России не способна найти элементарно грамотного корректора?

СДВГ - даже не лженаука, а антинаука

Здоровые объявлены больными и наоборот. На самом же деле вместо гиперактивности одних нужно говорить о дефиците активности других. Но можно ли вылечить здоровых? Поэтому и нет результатов.
Источником проблемы СДВГ стала начальная школа. Классно-урочная система вынуждает учителя вести урок в темпе, приемлемом для самых отстающих. Но уровень подготовки учеников очень разный (причём именно в первом классе эта разница наиболее заметна). Поэтому для сильных учеников темп урока оказывается неприемлемо медленным. Если ученик уже знает, что сейчас скажет учитель, то вполне закономерно теряет интерес и внимание.
Напротив, вполне здравым является желание ребёнка переключить внимание учителя и класса на себя. В первом классе ученик ещё не потерял интерес к учёбе. Он стремится похвастать своими знаниями. Учитель(ница) же не успевает уследить сразу за 10-15 такими учениками. Не будем забывать и о том, что в пединституты (в особенности на факультеты начального образования) идут наиболее слабые выпускники школ. В большинстве случаев квалификация и методическая подготовка учителей начальных оставляют желать лучшего. Чтобы окончательно не потерять контроль над классом, учитель вынужден «строить» дисциплину, что приводит к разрушению обратной связи с учениками.
Так кто же в итоге страдает дефицитом внимания? Прежде всего, учитель, не успевающий реагировать на вызовы учеников. Но виноватым в любом конфликте всегда оказывается младший по статусу.

Учебник геометрии тоже пора переписывать?

Взгляните на https://edu.gov.ru/persons/129?fbclid=IwAR2CjXeJ-cv4gBH62OLdcIKPvIe3DFkcHPo7kflIS_VUG9XuZ4WsmXAkQK0 , какие неучтённые драгоценности прозябают в загашнике минпроса РФ. Ракова Марина Николаевна - ... автор более 30 теорем в области классической планиметрии. А скопус до сих пор ни сном, ни духом.
Пример для сравнения у меня есть. Лет сорок назад мой новосибирский ровесник Саша Кузьминых сумел открыть новую теорему в области элементарной геометрии. Его научный руководитель академик А.Д.Александров сказал тогда, что это первый случай чуть ли не за две тысячи лет. А тут одним махом сразу более 30 теорем.
Мне приходилось руководить учебно-исследовательской работой студентов и даже старшеклассников. В отличие от полноценных научных исследований, здесь открытие совершается в незнаниях не всего человечества, а только своих собственных. Задача руководителя такой работы состоит не только в том, чтобы подвести ученика к открытию, но затем дать ему адекватную оценку, назвав настоящих первооткрывателей. Странно, что руководители Марины Николаевны допустили столь вопиющую недоработку. Гораздо хуже, что с таким неадекватом она оказалась в должности заместителя министра.

Зеркало российского образования

Я готов понять, когда низкая оценка квалификации основной массы учителей математики возмущает учительское сообщество Карелии. Или какого-нибудь другого российского региона. Но что заставляет присоединяться к этому флешмобу моего ученика, народного учителя РФ Сергея Рукшина, учителя РФ 2007 года Дмитрия Гущина, на протяжении многих лет до и после 2007 активно помогавшего мне в проведении олимпиады "Третье тысячелетие" в Петергофе, моего коллегу по кафедре в ПетрГУ в 1977-81гг. профессора Александра Иванова и многих других, в чьей квалификации сложно усомниться?
В той же Карелии я не просто работал в 1976-81гг., но объехал и обошёл пешком всю республику. Побывал на уроках учителей математики всех без исключения районов, включая самые отдалённые школы. С задачами из базового школьного курса тогда справлялись от силы 60% учителей, с олимпиадными - менее 10%. В других регионах, с которыми мне пришлось столкнуться позже (а в разные годы я работал, выступал с лекциями или проводил занятия в институтах усовершенствования учителей не менее семи регионов), ситуация гораздо хуже (за исключением СПб). В последующие десятилетия уровень математического образования (в том числе, учителей математики) упал повсеместно и весьма заметно.
Да, ЕГЭ - великое зло. Но основным результатом введения ЕГЭ стало не падение среднего по стране уровня математического образования выпускников средней школы, а жёсткая фиксация убогости этого уровня. Прежде было гораздо хуже, но отсутствие ЕГЭ позволяло сочинять мифы о прекрасной советской школе.
ЕГЭ - великое зло, но сейчас альтернативы ему нет. Благодаря ЕГЭ исчезла коррупция на вступительных экзаменах в вузах. Да, ей на смену пришли "утечки", с которыми борется Дмитрий Гущин. Но их масштаб гораздо меньше, а найти их источники (чтобы затем искоренить) гораздо проще.
Буквально на днях страну потрясли несколько скандалов, главными действующими лицами которых стали учителя прекрасной советской школы. Сталинистка Евдокия Ковалёва нанесла благостному имиджу СССР такой ущерб, на что не сподобились бы огромные массы "либералов" (ТМ). Внезапно подтвердилось, что за безобидные антисталинские надписи на школьной доске школьника 12-16 лет запросто могли даже расстрелять.