Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Умер Сергей Шаров-Делоне

Я уже в том возрасте, когда потери происходят почти ежедневно. Уходят родственники, коллеги, друзья. Если (как в недавнем случае Буковского) я знал человека лично, но тесных контактов у меня с ним не было, то я обычно ограничиваюсь молчаливой скорбью. А с Сергеем Шаровым-Делоне я даже не успел договориться о встрече.
Не довелось мне встретиться и с его дедом Борисом Николаевичем Делоне. Его учениками были все мои матмеховские преподаватели с кафедр алгебры и геометрии. От своего научного руководителя В.А.Залгаллера я часто слышал, что великий математик и кристаллограф сильно расстраивался из-за своего старшего внука Вадима Делоне, оказавшегося в числе наиболее известных диссидентов брежневского правления. Получивший гуманитарное образование младший внук Сергей Шаров был тогда полной противоположностью старшего.
Но семь лет назад он стал общественным защитником в процессе по "Болотному" делу. Он даже организовал Школу общественного защитника, чтобы дать своим молодым сторонникам азы юридической грамотности. Регулярно посещал в местах заключения тех, кто не успел или не сумел воспользоваться полученными у него знаниями.
promo matholimp november 26, 17:30 55
Buy for 10 tokens
Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют…

Но мы его любим не только за это... (текст Сергея Рукшина)

У каждого из нас был свой, прямой и понятный, или извилистый, как кривая Пеано, путь на матмех. И у каждого свои вспышки памяти, которые выхватывают из прошлого доступные только нам образы...
Collapse )

Выставка “Купчино! О!” (Александр Федоров и Афанасий Пуд в Галерее "Свиное рыло")

Открытие выставки - в ближайший вторник 15 октября в 19 часов. Адрес: наб. Фонтанки 5 (вход со двора, 6 этаж). Второй автор - мой давний школьный друг, неоднократный призёр городских олимпиад по математике).

Почему беда обычно приходит не одна

Уже много лет в разных вузах я читаю лекции по информационной безопасности. Требование наглядности изложения побуждает меня приводить аналогичные примеры из обыденной жизни.
Часто говорят, что правила техники безопасности написаны кровью. Это верно. Важнее обратная сторона: почему об этом приходится часто говорить? Да лишь потому, что очень часто правила техники безопасности воспринимаются как собрание анекдотов о сумасшедших перестраховщиках.
Действительно, сами по себе отдельные риски выглядят довольно смехотворно. Беда в том, что почти никто не задумывается над возможностью комбинации рисков, многократно усиливающей эффект каждого из них. А это весьма реально, так как вероятности отдельных рисков значимо отличаются от нулевых.
Среди различных аспектов безопасности меньше всего я понимаю в автомобильной. Но именно там самые заезженные (простите за каламбур!) примеры. Обгон с выездом на встречку является одним из простейших манёвров и в норме не представляет даже малейшей опасности. И как же можно без него обойтись на узкой дороге, если транспортные средства движутся с существенно разными скоростями, а их водители отличаются столь же разными темпераментами? Но трудно избежать столкновения, когда на встречку с превышением скорости выехали сразу с обеих сторон, игнорируя двойную сплошную и такие отягчающие обстоятельства, как кривость и сложный рельеф дороги, туман, гололёд и пр. А ещё на дороге внезапно может оказаться какой-нибудь лось, который правил не знает и не подписывался их соблюдать.
В отличие от диких, живущие в городах домашние животные нередко понимают назначение сигналов светофора и переходят улицы исключительно по зебре. Поэтому хозяева отпускают их без поводка. Обычно и родители не тащат за руку детей школьного возраста. Поэтому два таких существа легко могут встретиться на пешеходном переходе. Сначала собака пугается бегущего на неё ребёнка и с перепугу начинает лаять. Услышав лай, пугается и резко отскакивает в сторону ребёнок. Даже не замечая, что вылетает на полосу, по которой несутся попутные или встречные грузовики.
Но очень часто беды происходят отнюдь не с детьми, а с многоопытными профессионалами. Например, идущий по лесу турист натыкается на ствол упавшего поперёк тропки крупного дерева. Оно может зависнуть на высоте пояса. Спортсмен легко перепрыгнул бы, но мешает тяжёлый рюкзак. Конечно, рюкзак легко просунуть под стволом, но лениво снимать. Приходится лезть под стволом. Легко бы и пролез, да рюкзак зацепился и мёртво повис. В итоге и рюкзак снять из такого положения уже невозможно, а привязанный к рюкзаку турист не может сдвинуться ни вперёд, ни назад. Типичное отягчающее оправдание в подобных случаях: "Ну кто бы мог подумать!"
В заключение следовало бы сказать хотя бы пару слов об информационной безопасности. Там всё точно так же за одним исключением. Недомыслию (безалаберности, разгильдяйству) одной стороны противостоит преступный умысел другой (хакера, вирусописателя, мошенника). Минимальная предосторожность позволила бы избежать риска. Но кто у нас думает об осторожности?
Если пароль слишком короткий, то для его взлома не нужно согласованной атаки миллиарда китайцев. Но если пароль слишком длинный, то основным фактором риска становится собственный склероз. Многие порталы предлагают на такой случай контрольные вопросы. Беда лишь в том, что пользователи социальных сетей нередко пишут посты о себе, в которых выкладывают ответы на эти вопросы. А чтобы связать адрес электронной почты с аккаунтом в ЖЖ или ФБ, злоумышленнику бывает достаточно пары щелчков в Яндексе.

Дорога к дому -1. Рефлексия

Если собственная лень или внезапный дефицит времени не пересилят желание дописать этот текст до самого конца, то я хотел бы зафиксировать всё это для самого себя на будущее. Этот и несколько последующих постов - вовсе не отчёт о поездке и не запоздалые путевые заметки. Пока ещё свежи воспоминания, я хотел бы продлить их, чтобы понять многое позже.
На протяжении уже нескольких десятков лет в числе преподаваемых мною дисциплин значится "Теория принятия решений". В своих лекциях я раскрываю лишь одну её сторону: математический аппарат, которым пользуются эксперты. Другая сторона стыдливо называется "человеческим фактором". О ней в лекциях лишь несколько фраз, как и почему ЛПР слишком часто кладут рекомендации экспертов коту под хвост.
Но тут я оказался сам себе ЛПР вместе с собственным человеческим фактором. Против стихии внезапных сиюминутных обстоятельств, побуждающих меня принимать решения, как потом выясняется, весьма далёкие от оптимальных. Как такое произошло? Почему?

Миф о бесплатном образовании в СССР

Бесплатность медицины и образования - козырной пункт ностальгирующих о "нашем счастливом детстве" (ТМ). При полном отсутствии понимания, что за всё нужно платить. Номинальная бесплатность означает лишь то, что вместо получателя услуги платит кто-то другой. Косвенность оплаты плоха уже хотя бы тем, что лишает получателя услуги возможности прямо воздействовать на её качество своими деньгами. Последнее отчасти компенсировалось "подарками" (фактически взятками) врачам и учителям.
Ликвидация безграмотности в 1920-е годы считается одним из первых достижений большевизма. Между тем, она подняла молодую Советскую Россию лишь до уровня грамотности Новгородской республики 12 века. Католические страны Европы достигли его примерно тогда же, но не теряли. Поголовное начальное и среднее образование было нужно не столько населению, сколько государству. Прежде всего, ради обеспечения способности призывников быстро овладеть оружием, а также способности рабочих производить оружие.
Рыночные механизмы неумолимо действуют в любой экономике, но советская власть успешно замаскировала их до такой степени, что причинно-следственных связей часто не видели даже руководители страны. Искусственно низкие цены на продукты первой необходимости (хлеб, картофель, молоко) привели к массовому исходу крестьянства из сельскохозяйственного производства. После коллективизации наиболее успешные крестьяне всеми правдами и неправдами перебирались в города, а оставшиеся в деревнях массово уходили в запой. Дефицит рабочих рук на селе компенсировали направлением на сельхозработы студентов и инженеров, а также доцентов с кандидатами. Именно их низкооплачиваемый рабский труд позволял длительное время удерживать социально низкие цены.
В этом отчасти и состояла фактическая плата за высшее образование. Не столько даже в недоплаченных рублях, сколько в потерянном из-за убогих бытовых условий здоровье и бездарно потраченном времени, которое и составляет высшую ценность.
С новым учебным годом, дорогие коллеги, родители, школьники и студенты!

Математические основания интеллекта

Собрал в единую программу избранные сюжеты своих лекций 2007-17гг. по "Теории искусственного интеллекта" для трёх потоков ИТМО. Несколько месяцев назад эксперты поставили ИТМО на первое место среди российских вузов по направлению "Искусственный интеллект". В тот момент я уже не работал в ИТМО, но тестировали моих бывших студентов.

1. Из истории доказательных рассуждений.
Как математика стала «сверхъестественной» наукой (Египет, Фалес, Пифагор, Гиппас). Алгебраические и философские аспекты «Логики» Аристотеля. Пятый постулат от Евклида до Римана. Теоретико-множественный подход против традиционного (Паш, Кантор, парадоксы, Гильберт, Гёдель, Коуэн). Минимум сведений из общей педагогики и теории искусственного интеллекта. Эволюция понятия машинного обучения. Основные алгоритмы машинного обучения. Современные трактовки глагола «доказать».

2. Двойственность Галуа.
Основные термины и операции теории множеств. Классификатор. Способы задания множеств . Двойственность между элементами множеств и их свойствами. Теорема Галуа. Построение замыканий. Примеры двойственности Галуа в различных математических дисциплинах (алгебра, топология, выпуклость). Требование замкнутости структурных единиц корректно построенной классификации и примеры его нарушений в естественных науках и гуманитарной сфере (вид, национальность). Биологический интеллект. Словари и задача машинного перевода.

3. Понятие информации.
Общеизвестные подходы и их слабые места. Информация как мера снятия неопределённости. Структурные уровни материального мира. Конструкция Белошапки. Байесовские интеллектуальные технологии. Хроногеометрические модели.

4. Системы счисления и их классификация.
Представление числовой информации. Римская запись и её аналоги. Основные системы счисления (в том числе, с основаниями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 20, 27, 32, 40, 60, 64). Признаки делимости. Двойные и сложные системы счисления (2-8, 2-16, 2-10, 10-1000; дата-время, факториальная, фибоначчиевская). Следы использования разных систем счисления в некоторых естественных языках.
Информационные, интервальные и вероятностные системы счисления. Золотая система счисления. Система счисления Штерна-Броко. Башенные системы счисления и логарифмическая тригонометрия.

5. Прямые алгоритмы.
Операции с многозначными числами в основных и других системах счисления. Алгебраические уравнения и системы. Полилинейные функционалы и их диагонали. Многогранники Ньютона и смешанные объёмы. Теорема Безу и её уточнение. Интегрирование систем однородных дифференциальных уравнений в частных производных в случае малого числа решений характеристической системы.

6. Моделирование языка.
Формализация фраз естественного языка. Модели Р.И.Пименова.
Объекты и имена, признаки и глаголы, указатели и союзы в естественных языках и их аналоги в языках программирования.

7. Матричные методы обучения.
Матрицы в алгебре и многомерные массивы в языках программирования. Матричные многоязычные словари. Матричная методика обучения иностранным языкам (история и основные принципы). Логические матрицы совместимости существительных с прилагательными или глаголами. Проверка двойственности с помощью логических матриц.
Авторская программа школьного курса. Программа для первого и второго года. Образцы матричных упражнений. Математические идеи.
Фиксация овладения иностранными языками в лексических матрицах. Адекватность перевода художественного текста: синонимия, омонимия, игра слов. Использование матричного представления для демонстрации сочетаемости различных терминов. Грамматические матрицы для склонения (спряжения), преобразования одних частей речи в другие и т.п. Пустоты в матрицах как средство мотивации обучения. Построение логических матриц и их использование в различных учебных дисциплинах.

Достоверное враньё про Перельмана

Григорий Перельман по праву признан одним из немногих ныне живущих гениев. Его отказ принимать вполне заслуженные высшие для математиков награды многократно усилил интерес к его персоне, что побудило СМИ муссировать эту тему. А неспособность журналистов разобраться в содержании его работ, мотивировала их подменять факты в публикациях анекдотами.
"Первый Советский канал" разместил на https://zen.yandex.ru/media/ccp/kricha-na-professora-sdal-ekzamen-po-matematike-ili-kak-molodoi-perelman-postupil-v-universitet-5cf3b3248e84d700aed63a41 текст под заголовком "Крича на профессора сдал экзамен по математике или как Молодой Перельман поступил в Университет". Да, его подлинным автором назван анонимный "товарищ за рюмочкой чая", но он якобы "невольным свидетелем стал лично. Поэтому за достоверность ручаюсь".
Подробности длинного текста я опускаю за ненадобностью. Речь в нём о вступительном экзамене по математике на математико-механическом факультете Ленинградского государственного университета в 1982 году. Место и дата названы верно. Но всё остальное - враньё от начала до конца.
В отличие от автора, я там в тот момент не присутствовал. Откуда же я знаю, что вся история высосана им из собственного пальца и не имеет к реальности даже малейшего отношения? Всё очень просто. Став победителем Международной математической олимпиады, Перельман был зачислен в университет вообще БЕЗ экзаменов.

Учительские зарплаты в вилке между спросом и предложением

Ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский написал в ФБ о дефиците учителей. Я возразил ему: «Нет дефицита учителей. Есть дефицит учительских зарплат. Пока он не преодолён, дипломированные педагоги массово ищут и успешно находят себе работу там, где платят гораздо больше».
Действительно, даже заметно сократившийся в сравнении с советскими временами суммарный выпуск педвузов многократно превышает ежегодную потребность в обновлении учительских кадров. Конечно, даже при поступлении многие планируют уклониться от работы в школе, а у кого-то стойкая несовместимость с выбранной профессией возникает в первые годы работы. Но эти потери были учтены при планировании. Казалось бы, для дефицита учителей нет никаких причин. Однако, заметен острый дефицит хороших учителей, сочетающих любовь к профессии с высокой квалификацией.
Ситуация патовая! В большинстве российских регионов уровень учительских зарплат выше среднего по региону. Это среднее подобно средней температуре по госпиталю.
С одной стороны, уровень учительских зарплат гораздо ниже, чем те же учителя могут зарабатывать программистами, переводчиками, технологами и т.д. Из-за чего одни увольняются из школ, а другие не возвращаются в школы. Это значит, что зарплаты учителей нужно поднимать.
С другой стороны, уровень учительских зарплат весьма привлекателен для малограмотных неумёх с вузовскими дипломами. Не сумев найти себе какую-то иную работу, они массово оседают в школах. После чего начинают ценить сделанный выбор, цепляются за место, перебирают нагрузку и весьма агрессивно реагируют на приход в школу более квалифицированных коллег. Они уже сейчас получают зарплату значительно выше той, которую им следовало бы платить (и выше, чем они же смогли бы заработать в другом месте). Стимулировать их уход их школ можно только снижением зарплаты. Но как?

Хочешь, чтобы твоя жизнь была наполнена чудесами? Забей в школе на физику и химию

Агент КГБ Михайлов (известный православному миру как Кирилл Гундяев) заявил, согласно передаче «Интерфакса»: «Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за 10 лет». Элементарный подсчёт показывает, что три храма в сутки — это никак не более 11 тысяч за 10 лет, даже если бы все годы были високосными.